Лао-цзы прекрасно понимал, что даже откровенно заинтересованному читателю трудно воспринять смысл его высказываний:
Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить.
(Лао-цзы, §70).
При этом вещи не всегда следуют своим путем и такое отклонение от истинной природы ведет к несчастий и катастроф:
Когда в стране существует дао, лошади занаваживают землю; когда в стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окраинах.
(Лао-цзы, §46).
Дао
никогда не пытается диктовать миру свои законы, хоть рождает все вещи,
существующие в нем. Поскольку где формирует рожденные дао вещи,
воспитывает, совершенствует, ухаживает, поддерживает их, то оно является
помощником дао:
"Дао рождает (вещи), где выкармливает (их). Вещи
оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не уважала бы
дао и не ценила бы дэ. Дао почтили, где ценимое, потому что они не
приказывают, а следуют естественности. Дао рождает (вещи), где
выкармливает (их), растит, воспитывает, закаляет, делает зрелыми,
ухаживает, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не
хвалиться, являясь старшим и не властвовать - вот что называется
глубочайшим дэ.” (Лао цзы, §51)
Самоотверженная щедрость дао может служить примером и для человека:
”Великое
дао растекается повсюду... Благодаря ему все сущее рождается и не
прекращает (своего развития). Оно совершает подвиги, но славы себе не
желает. Рождая все существа, оно не считает себя их властелином. Его
можно назвать большим. Оно становится большим, потому что никогда не
считает себя таковым.”
Где, которое часто считают добром или
силой ("благая сила”), - это запас дао, который достается каждой
отдельной вещи, или, иначе, ее природный потенциал. Лао-цзы понимал под
естественную способность вещей достигать совершенства.
”Однако
это должно пройти самопроизвольно, спонтанно, само собой, поскольку
любая сознательная попытка опереться на знания или тренировки приведет к
противоположному результату” [2:20-22].
Основным отличительным
признаком философии Лао-цзы, которая характеризует последователей
даосизма, является то, что дао рассматривается как источник создания
всего сущего, как общий закон, управляющий миром, на основе чего и
возникла идеологическая система, высшей категорией которой является дао.
Философская система Лао-цзы представляет собой объективный идеализм, но
в ней содержатся многочисленные диалектические идеи, которые являются
рациональной частью его философии.
|