Еще раз подчеркнем,
что мировоззрение - не просто обобщенное представление о мире, а форма
общественного сознания человека, узловыми категориями которой выступают
"мир” и "человек”. Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свое
предназначение в мире и формирует жизненные установки. Мировоззрение по
самой своей сути является универсальным, поскольку интегрирует знания и
чувства в убеждения, а также практическим, поскольку ориентирует на
решение важнейших проблем человеческого существования, выражает
императивы поведения человека и смысл его жизни. В этом и заключается
функциональное назначение мировоззрения.
Мировоззрение -
постоянный спутник человеческой жизнедеятельности на любом этапе истории
общества. Истории известны такие формы мировоззрения: мифология,
религия, наука [11].
Исторически первой формой мировоззрения является мифология.
Мифология
(от греч. mifos - легенда, предание и logos - слово, учение) - это
форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для
ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов
мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала,
выступая универсальной формой общественного сознания [14].
Структура
мышления на мифологической стадии развития связана с особенностями
жизнедеятельности человека, ее практическим отношением к миру.
Особенностью
мифологического сознания был ее синкретизм - „слияние всего со всем”; и
действительно, в мифе невозможно отделить натуральное от
символического, реальное от фантастического, имеющееся от желаемого,
духовное от природного, человеческое от бесчеловечного, зло от добра и
другие. Кроме того миф для носителей мифологического сознания представал
не мыслью или рассказом, а самой реальностью, то есть миф имел такую
характеристику, которую в некоторых видах искусства называют
„исчезновение эффекта рамки” (или „экрана”): когда мы в восторге от
картины или от кино, мы можем на определенную мгновение забыть об экран,
не видеть рамки, а полностью погрузиться в тот смысл, который они нам
несут, можем даже что-то кричать, жестикулировать [9].
Характерные черты мифологического сознания мифологического сознания были обусловлены:
тем,
что решающую роль здесь сыграло фактическое слияние архаичной человека с
природой: древний человек вставала почти органической частью природных
процессов, была интегрирована в эти процессы, находилась в большой
зависимости от них. между древней человеком и миром природы не
существовало четких качественных границ, поэтому этот человек, с одной
стороны, роглядала саму себя как часть природы, а, с другой стороны,
переносила на природу свои собственные силы и свойства, например,
одухотворяла природу, видела в природных явлениях намерения, желания,
стремления.
Однако уже древний человек не была тождественна с
природой хотя бы потому, что она не только приспособилась к ней, но и
влияла на природу, в определенной степени меняла ее. Между человеком и
природой существовали опосередковуючі звена, среди которых первое
значение имели искусственно сделанные орудия труда. Впоследствии сфера
искусственно созданных вещей и явлений начала разрастаться и все больше
отдалять человека от природы.
В общественном сознании древнего общества миф выполнял следующие функции:
прошлое связывалось с современным и будущим; обеспечивалась связь поколений; закреплялась система ценностей; табулювалися или стимулировались определенные нормы поведения.
С
упадком первобытных форм общественной жизни мир, как специфическая
форма развития общественного сознания, себя изжил. Но не закончился
начатый мифологическим сознанием поиск ответов на основные вопросы
любого мировоззрения: происхождение мира и человека, тайны ее рождения и
смерти. Их унаследовали от мифа религиозный и философский мировоззрения
[14].
|