Мировоззрение нельзя
отождествлять со знаниями. Однако связь мировоззрения со знанием не
означает их тождества: если бы это было так, то не трудно было бы
проинформировать человека или социальную группу и без духовного кризиса,
без тяжелой внутренней муки сформировать мировоззрение. Это -
просветительский взгляд, в основу которого положено представление о том,
что есть общие законы бытия, известные философии, а знание этих законов
и составляет мировоззрение, то есть совокупности целостных
представлений о мире и месте человека в этом мире. Однако мировоззрение
не является лишь совокупностью знаний только о мире, это, скорее,
своеобразный синтез видов знаний и различных способов освоения мира
человеком, проекция собственных личностных проблем, иначе говоря, это не
высший процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа и
самоздобуття [6].
Мировоззрение может иметь место только там, где
есть "само”, то есть самоздобуття, самовоспитание, саморазвитие,
самосовершенствование, самообразование, самоограничения.
Таким
образом, введенный до человеческого лексикона Кантом термин
"мировоззрение” не следует понимать буквально, как только систему
взглядов на мир, - это споглядацьке, просветительское толкование, - а
как активное самоопределение человека в мире, которая ищет пути от идеи к
идее. Мировоззрение с этих позиций является системой принципов и
знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и
цель жизни, которые определяют деятельность индивида, или социального
объекта, и органично входят в его поступков и норм мышления. За
несоответствия между мыслью и действием расцветает социальная мимикрия,
конформизм, лицемерие, то есть начинается глубинный кризис существующих
мировоззренческих ценностей и мировоззрения. Без этого общество не может
функционировать, поскольку мировоззрение является формой его
общественного сознания, через которую субъект осознает свою социальную
сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.
Мировоззрение
- интегральное духовное образование, которое побуждает к практической
действия, к определенному образу жизни и мысли. В структурном плане
принято выделять в нем такие подсистемы или уровне, как мироощущения,
мировосприятия и миропонимания [11].
По способу своего
существования мировоззрение подразделяется на групповой и
индивидуальный, хотя вне личностью и без личности не может существовать
ни одна мировоззренческая система. По степени и четкостью самосознания
мировоззрение делится на жизненно-практический, то есть здравый смысл, и
теоретический, разновидностью которого является философия. Здравый
смысл запечатлевается в афоризмам жизненной мудрости и в максимах
духовной жизни народа, а теоретический - в логически упорядоченных
системах, в основе которых лежит определенный категориальный аппарат и
логические процедуры доказательств и обоснований.
Однако любое
мировоззрение, независимо от того, как он структурируется или
классифицируется, объединяет наличие убеждения. Это - ядро и суть
мировоззрения как такового, поскольку именно убеждения и соединяют
мнению с действием, воплощают идею в практическую деятельность.
Нет убеждений, нет и мировоззрения, он или не сформировался, или девальвировался.
Не
может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое
воплощение; вера же неотделима от любви, человек верит и надеется в том,
что она считает святым и дорогим. Именно поэтому мировоззрение - не
только знания и осознания, это еще и жизненный процесс, а именно:
духовно-практическое освоение мира, в котором действительному миру, миру
наличного бытия противопоставляется мир независимого, мир идеалов,
целей и ожиданий, трансцендентный мир вожделенного бытия [6].
|