Лао-цзы "Старый
мудрец”, "Старый младенец” - древнекитайский философ, которому
приписывается авторство на классический даосизький трактат "Дао дэ цзин”
(порой даже сам это произведение называют его именем "Лао-цзы”).
Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, хотя в
научной литературе он часто определяется основоположником даосизма.
Согласно сведениям, представленным Сыма Цянем (2 в. до н. э.) в "Ши
цзи”, Лао-цзы (который часто менял свои имена, которые известны еще как
Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао-лай цзы) жил в 6 в. до н. э. в царстве Чу
[5:159], в уезде Ку, волости Ли, в селе Цюйжень [4:47]. Деятельность
Лао-цзы (Учитель Лао, он же Лао Дань), будучи не отражена на страницах
источников, недоступна для детального изучения. Опираясь на запись,
содержащаяся в разделе "Тянься (Поднебесная)”, в произведении Чжуан-цзы и
в разделе "Жизнеописание Лао-цзы” в "Исторических записках”, можно
сказать, что Лао-цзы был несколько старше Конфуция. Он служил охранником
библиотеки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием [5:159]. В книге
"Великие мыслители Востока” [2:18 конкретизировано, что Лао-цзы работал
"в государственной библиотеке (архиве) царства Чжоу”. Видя ослабления
династии Чжоу, которая находилась в то время в упадке (хоть при жизни
Конфуция оно было образцом идеального государства), Лао-цзы ушел со
службы, поселился в одиночестве и, приняв независимую позу, стал искать
для себя оторванное от реальности счастливую жизнь [4:48]. Постепенно
Лао-цзы все меньше удовлетворяло окружающее, и он решил покинуть Китай.
Лао-цзы отправился на Запад, однако начальник пограничной страже узнал
мудреца и отказался пропустить его через границу, пока тот не выложит
сути своего учения в письменной форме. Лао-цзы ничего не оставалось, как
написать "Дао дэ цзин” - небольшой текст, который состоял из 81
раздела, 5000 знаков, что он и сделал за две или три недели. Передав
рукопись начальнику заставы, мудрец сел на своего вола и уехал в
западном направлении. В странах Дальнего Востока очень популярны
изображения Лао-цзы, который уезжает верхом на воле.
Все
изложенное кажется специалистам достаточно сомнительным, однако китайцы
на протяжении тысячелетий были убеждены в истинности этих сведений.
Единого мнения о дату и место смерти Лао-цзы нет. Одни считали, что из
Китая он направился в Индию и стал учителем Сиддхартхи Гаутамы, увидев
его сидящим под деревом Свободно. Гаутама сразу же достиг просветления и
стал со временем известный как Будда [2:18].
В помимо этого, в
период проникновения в Китай буддизма получила распространение доктрина
"Хуа ху” ("просвещение варваров”), согласно которой буддизм возник в
результате проповеди прибывшего в Индию Лао-цзы. Даосская традиция
утверждает также, что Лао-цзы получил секрет бессмертия и вообще не умер
- к этому времени путешествует по облакам вместе с другими бессмертными
или находится среди звезд.
"Чжуан-цзы”, напротив, описывает
похороны Лао-цзы, на который собралось много паломников, не особенно
соответствует образу Учителя, который открыл недуальність жизни и
смерти. В его родном городе, сегодня известном под названием Луй, была
даже построена усыпальница, которая сегодня привлекает внимание
туристов. Говорят, что в ней похоронены Лао-цзы и его мать.
По
мере усиления значения "Дао дэ цзина” переоценивалась и роль самого
Лао-цзы. И, на конец, он стал для даосов фигурой божества космического
значения [2:18]. По одной из легенд, он даже оплодотворив мать царевича
Сиддхартхи - будущего Будды Шакьямуни.
При династии Хань Лао-цзы
объявляется воплощением дао, которое существовало изначально "перед
Небом и Землей”, и начинает вшановуватися как выше даосиське божество -
Лао-цзюнь ("Старый правитель”). Возникает учение о его многочисленные
воплощения как мудрого наставника давности, в том числе мифического
Желтого императора (Хуан-ди). Культ Лао-цзы характерен для всех
направлений даосизма, а вера в то, что Лао-цзы подарил откровение
(открытие) магу Чжан Даоліну (2 ст.) и назначил его самого и его
потомков своими наместниками на земле, лежит в основе религиозной
доктрины школы Чженьї [5:159].
В Китае сохранилось много
связанных с Лао-цзы легенд - его считают одним из бессмертных, святым,
приписывают много священных текстов, и, как видно из сказанного выше,
считают, что он был учителем Будды в Индии. И все же наиболее важна
легенда касается авторства "Дао дэ цзы”. Много ученых как на Западе, так
и на Востоке высказывают сомнения в том, что в "Дао дэ цзина” был
только один автор, и в том, что этот текст был создан в период, когда,
считают, жил Лао-цзы, а порой даже в самом существовании Лао-цзы как
исторической личности.
Но поскольку точных сведений об этом нет, будем считать, что "Дао дэ цзы” все-таки принадлежит перу Лао-цзы.
|