Китай - это одна из
самых цивилизованных государств мира. Ростки философских идей в Китае
появились еще в первобытном обществе, когда люди, исходя из собственного
трудового опыта, старались понять мир природы. Философия древнего Китая
как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное
мировоззрение, зафиксированный на писании, возникла только в
рабовладельческом обществе, которое создалось уже в середине второго
тысячелетия до нашей эры в государстве Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.
).
Все свои мысли, надежды и мечты древние китайцы обращали к
небу, верховного властителя, поскольку от него, по их представлениям,
зависело их личную жизнь и дела в государстве, и все природные явления.
Именно отсюда и возник термин<b>танься</b>- "Поднебесная”,
который стал синонимом Китая как страны и государства.
Первоосновой
китайской философии уже в 8-5 вв. до н. э. считалось распространено
учение о пяти стихий, или первоэлементов природы. Древнекитайские
мыслители учили, что связь пятерых "первооснов”: воды, огня, металла,
дерева и земли - создают все богатства явлений и вещей.
Одновременно
же происходило становление главных принципов учения о противоположные и
взаимосвязанные силы янь и инь, действие которых рассматривалась как
причина движения и изменчивости в природе.
Они были символом
света, легкости, мужского начала (ян) и тьмы, тяжести, женского начала
(инь), взаимодействие которых порождает сначала все пять стихий, а позже
и все, что существует.
Как и в Древней Индии, философская мысль
Китая обусловлена не только определенными общественными факторами, а
имеет еще и глубокие идейные истоки. Их составляет ряд напівміфологічних
памятников китайской письменности - "Шіцзин” ("Книга песен, или Канон
стихов”), "Шу цзин” ("Книга истории”), "Ицзин” ("Книга перемен”).
Последняя привлекает особое внимание, поскольку, по мнению многих
исследователей, она возникла как текст на основе древнейшей ворожбы и
впоследствии стала учебником для философствования, поскольку
малопонятный и загадочный архаичный смысл ее давал широкий простор для
развития творческой философской мысли. Это касается и книги "Шу цзин”,
многие фрагменты которой посвящен мантиці - искусству гадания. Однако
наряду с мантичною направленностью в названных книгах прослеживается
достаточно сильная демократическая тенденция, развитие которой под
влиянием общественно-практических и духовных обстоятельств и привело к
формированию философских школ - даосизма, конфуцианства и др.
Древнекитайская
философия выдвинул и развил целый ряд философских категорий, например:
небо (тянь), человек (жень), путь (дао), закон природы (ли), бытие (ю),
небытие (в), предмет (в), жизненные силы (ци), темное начало (инь),
светлое начало (ян), пять стихий (усин), а также название (мин),
сущность (ши), знания (чжи), действие (пин), форма (пин), дух (шэнь),
длина (чу), современность (цзинь), тождество (тун), отличие (и), добро
(шань), зло (е), свойство (пин), искусственность (вэй), человеколюбие
(жень), долг (и), заслуга (чун), польза (ли) и др.
В примитивных
диалектических идеях периода Чуньцю и Чжаньго особенно много места
уделялось объяснению общего характера противоречий в явлениях. В
результате появились определенные понятия: "гармония” (хе),
"взаимопомощь” (янцзы), "взаємозавершення” (сянчен), "противостояние”
(фань), "превращение” (чжуаньхуа) и т.д., которые выражают представление
зависимости противоречия от другого и их преобразования.
"Соперничество
всех школ” на идеологическом фронте в период Чунь-цю-Чжаньго и
особенности философской борьбы, проходившей, показывают, что развитие
древней китайской философии вступил в новый, важный исторический этап.
Содержание и формы философской борьбы в этот период оказали глубокое
влияние на всю философскую борьбу, которая имела место в периоды
философских династий Цинь и Хань. Отсюда выступает необходимость
изучения философских идей периода Чуньцю-Чжаньго как основы изучения
истории китайской философии.
|