Форма входа

реклама

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика




Среда, 23.07.2025, 03:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Философ...
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июнь » 13 » „Что есть время ?” - спрашивает философ
13:30
„Что есть время ?” - спрашивает философ
Платон одним из первых сделал успешную попытку воссоздать полифонию диалога письменно. Его диалоги достаточно эффективно передают творческий дух философского мышления. Позже известный культуролог М. М. Батхін сумел показать, что в любом (не обязательно оформленном как диалог) тексте имеется внутренняя полемичность, но надо уметь ее увидеть. И текст в отличие от передсудів обыденного сознания, прежде всего философский текст, никогда не является однозначным. Он всегда содержит в себе несколько смысловых слоев. Но опять же все они не являются чем непосредственно „видимым”. Надо уметь „видеть” и читать всю полифонию смыслов в одном и том же тексте, а этому умению учит философия.

Все, что было сказано о повседневной (унитарное, монологическую, однозначное) мышления и о философии как о плюралистическое мышление, полифоническое, многозначное, есть определенного рода схеме, что описывает реальную ситуацию только в главных чертах, в принципе. Сама ситуация намного сложнее. Согласно схеме, человеческая деятельность в подавляющей массе есть репродуктивной деятельностью, такой, что постоянно воспроизводит определенные эталоны, образцы, установленные предыдущей деятельностью; она тиражирует достижения человеческой цивилизации, чтобы сделать их предметами использования и потребления как можно большим числом индивидов.

Такая деятельность, будучи используемой, потребительской, реализуется с максимально упрощенными, стандартизированными схемам. Поскольку репродуктивная деятельность явно доминирует в нашей повседневной жизни, она порождает и соответствующий стиль повседневного мышления - схематично-инструктивное [2].

Сравнительно небольшую часть в общей массе человеческой деятельности составляет ее творческая сфера - продуктивная деятельность, которая играет ведущую роль в общем развитии человеческой жизнедеятельности. Именно в ней впервые реализуются те или иные новые проекты, замыслы, формируются цели как смысл деятельности в целом, создавая те эталоны и образцы, в соответствии с которыми функционирует репродуктивная деятельность. (Творчески-конструктивным) есть и стиль мышления в этой сфере, а ядром этого мышления, в котором формируются все специфические особенности (плюрализм, полифония, свобода и т.п.), есть философия.

Мы рассмотрели философию как сферу творческого, плюралистического, полифонического мышления в противовес унитарности и монологізму повседневного мышления. Однако, есть много авторитетных философских учений (и в прошлом, и в современности), которые отстаивали именно плюрализм, а унитаризм, не полифонию, а монизм. Это прежде всего учение Аристотеля, Фомы Аквинского, материалистические философские учения XVII - XVIII вв.

Философия (подобно человеческой деятельности), будучи знанием продуктивным, творческим, одновременно выполняет функции и репродуктивные. Ведь необходимо хотя бы время от времени упорядочивать, систематизировать, гармонизировать достижения философского творчества. Именно такие (упорядковуючі) функции (хотя и не только их) и выполняли в истории философии названные направления и течения. Конечно, нельзя обвинить в „отсутствии творческого момента” ни философскую позицию Аристотеля, ни Аквинского, ни материалистов XVII - XVIII вв., ни позитивистов. Поэтому, говоря о философии в целом, мы отмечаем на доминировании в ней именно творчески диалогических моментов ее содержания, хотя эта доминирующая тенденция постоянно дополняется (и корректируется) упорядковуючо-гармонизирующими функциями [12].

Философ, который размышляет над глубинными основами, в глазах практической человека кажется вычурным. Иногда философа считают наивным - ведь часто серьезно задумывается над тем, по поводу чего ни у кого, конечно, не возникает вопросов через, казалось бы, полную ясность предмета.

„Что есть время ?” - спрашивает философ [14].

Практическая человек указывает на часы: о чем тут рассуждать? За время согласовываем действия. Когда назначаем свидание, полезно сверить часы, чтобы прийти куда следует в назначенное время. Философ не отвергнет такой ответ, а только разовьет представление, ухватившись за выражение „за время согласовываем”. И получится, что время - абсолютное, непрерывная продолжительность. Весь мир будто погруженный в реку времени, а само время вполне отделяется от мира, существует независимо от окружающих. А другой философ начнет отрицать, скажет, что время неотъемлемый от субстанции мира. И предложит такое рассуждение: представим, что предмет последовательно переходит из одного состояния в другой, потом в третий и т. д. Эта изменчивость предмета и означает время. Время сам по себе, т.е. вне предметами, меняются, не имеет смысла. В мире нет изменений - нет и времени. Третий философ начнет доказывать, что время - явление субъективное. Человеческому сознанию присущи формы упорядочивания информации. Время - одна из таких форм. События, нанизувані на стрелу времени, творят историю. Возможны и другие представления о времени. Но само время является глубинной основой, чем предельным. Выясняя глубинные основы бытия, философ пытается понять суть единичных вещей, их связь с природой как целым, общим. Главная цель познавательного процесса - это поиск истины, смысла любого бытия на основе критического и скептического осмысления чего-сущего, данного. Центральное место в философских исканиях, философствовании занимает человек как субъект деятельности, ее происхождение, сущность, назначение и смысл его бытия. Человек, Природа, Общество - главные проблемы философии.
Просмотров: 369 | Добавил: FOCC | Рейтинг: 2.6/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025