Платон одним из
первых сделал успешную попытку воссоздать полифонию диалога письменно.
Его диалоги достаточно эффективно передают творческий дух философского
мышления. Позже известный культуролог М. М. Батхін сумел показать, что в
любом (не обязательно оформленном как диалог) тексте имеется внутренняя
полемичность, но надо уметь ее увидеть. И текст в отличие от передсудів
обыденного сознания, прежде всего философский текст, никогда не
является однозначным. Он всегда содержит в себе несколько смысловых
слоев. Но опять же все они не являются чем непосредственно „видимым”.
Надо уметь „видеть” и читать всю полифонию смыслов в одном и том же
тексте, а этому умению учит философия.
Все, что было сказано о
повседневной (унитарное, монологическую, однозначное) мышления и о
философии как о плюралистическое мышление, полифоническое, многозначное,
есть определенного рода схеме, что описывает реальную ситуацию только в
главных чертах, в принципе. Сама ситуация намного сложнее. Согласно
схеме, человеческая деятельность в подавляющей массе есть репродуктивной
деятельностью, такой, что постоянно воспроизводит определенные эталоны,
образцы, установленные предыдущей деятельностью; она тиражирует
достижения человеческой цивилизации, чтобы сделать их предметами
использования и потребления как можно большим числом индивидов.
Такая
деятельность, будучи используемой, потребительской, реализуется с
максимально упрощенными, стандартизированными схемам. Поскольку
репродуктивная деятельность явно доминирует в нашей повседневной жизни,
она порождает и соответствующий стиль повседневного мышления -
схематично-инструктивное [2].
Сравнительно небольшую часть в
общей массе человеческой деятельности составляет ее творческая сфера -
продуктивная деятельность, которая играет ведущую роль в общем развитии
человеческой жизнедеятельности. Именно в ней впервые реализуются те или
иные новые проекты, замыслы, формируются цели как смысл деятельности в
целом, создавая те эталоны и образцы, в соответствии с которыми
функционирует репродуктивная деятельность. (Творчески-конструктивным)
есть и стиль мышления в этой сфере, а ядром этого мышления, в котором
формируются все специфические особенности (плюрализм, полифония, свобода
и т.п.), есть философия.
Мы рассмотрели философию как сферу
творческого, плюралистического, полифонического мышления в противовес
унитарности и монологізму повседневного мышления. Однако, есть много
авторитетных философских учений (и в прошлом, и в современности),
которые отстаивали именно плюрализм, а унитаризм, не полифонию, а
монизм. Это прежде всего учение Аристотеля, Фомы Аквинского,
материалистические философские учения XVII - XVIII вв.
Философия
(подобно человеческой деятельности), будучи знанием продуктивным,
творческим, одновременно выполняет функции и репродуктивные. Ведь
необходимо хотя бы время от времени упорядочивать, систематизировать,
гармонизировать достижения философского творчества. Именно такие
(упорядковуючі) функции (хотя и не только их) и выполняли в истории
философии названные направления и течения. Конечно, нельзя обвинить в
„отсутствии творческого момента” ни философскую позицию Аристотеля, ни
Аквинского, ни материалистов XVII - XVIII вв., ни позитивистов. Поэтому,
говоря о философии в целом, мы отмечаем на доминировании в ней именно
творчески диалогических моментов ее содержания, хотя эта доминирующая
тенденция постоянно дополняется (и корректируется)
упорядковуючо-гармонизирующими функциями [12].
Философ, который
размышляет над глубинными основами, в глазах практической человека
кажется вычурным. Иногда философа считают наивным - ведь часто серьезно
задумывается над тем, по поводу чего ни у кого, конечно, не возникает
вопросов через, казалось бы, полную ясность предмета.
„Что есть время ?” - спрашивает философ [14].
Практическая
человек указывает на часы: о чем тут рассуждать? За время согласовываем
действия. Когда назначаем свидание, полезно сверить часы, чтобы прийти
куда следует в назначенное время. Философ не отвергнет такой ответ, а
только разовьет представление, ухватившись за выражение „за время
согласовываем”. И получится, что время - абсолютное, непрерывная
продолжительность. Весь мир будто погруженный в реку времени, а само
время вполне отделяется от мира, существует независимо от окружающих. А
другой философ начнет отрицать, скажет, что время неотъемлемый от
субстанции мира. И предложит такое рассуждение: представим, что предмет
последовательно переходит из одного состояния в другой, потом в третий и
т. д. Эта изменчивость предмета и означает время. Время сам по себе,
т.е. вне предметами, меняются, не имеет смысла. В мире нет изменений -
нет и времени. Третий философ начнет доказывать, что время - явление
субъективное. Человеческому сознанию присущи формы упорядочивания
информации. Время - одна из таких форм. События, нанизувані на стрелу
времени, творят историю. Возможны и другие представления о времени. Но
само время является глубинной основой, чем предельным. Выясняя глубинные
основы бытия, философ пытается понять суть единичных вещей, их связь с
природой как целым, общим. Главная цель познавательного процесса - это
поиск истины, смысла любого бытия на основе критического и скептического
осмысления чего-сущего, данного. Центральное место в философских
исканиях, философствовании занимает человек как субъект деятельности, ее
происхождение, сущность, назначение и смысл его бытия. Человек,
Природа, Общество - главные проблемы философии.
|