Рассмотрим особенности философского знания.
Философ
смотрит в корень культуры, в фундамент мироздания. Его интересуют
глубинные основы. Чтобы философ начал дело, что-то уже должно было
произойти. Кто-то другой должен уже что-то начать. Кто-то, кто конкретно
рассуждает и своими соображениями создает определенную сферу, контекст,
предметное поле, находится в середине такой сферы, формирует вопросы и
пытается на них ответить. Философ находится вне ее, спрашивает не о том,
что существует или происходит в сфере, а про саму сферу. Постичь
геометрию, то есть научиться доказывать теоремы и решать задачи, не
является тем самым, что ответить на вопрос „Что есть геометрия?”.
Философа интересует и тот, кто размышляет, пытается понять ситуацию[14].
Физик-экспериментатор
решает проблему: существует элементарная частица, предусмотрена
теорией? Биолог пытается установить, действительно ли в известном озере
живет существо, о которой распространяются невероятные слухи? Антрополог
обеспокоен вопросом о существовании „снежного человека”. Все
специалисты имеют дело с конкретными ситуациями, в которых возникают
вопросы о существовании. Философ размышляет над вопросом, а что же
именно означает: существует или не существует? Что же означает
существование вообще, безотносительно к конкретному объекту?
Стремясь
выяснить предельные основания бытия, философия в отличие от религии и
мифологии, опирается на знания. Но любая наука приобретает знания и
оперирует ими, например, физика, история, биология и другие. Все дело в
природе знаний. А природа знаний разная. У человека есть знания о
конкретных вещах, что чувственно воспринимаемые, их свойства, отношения,
отношения, т.е. сведения малого степени общности. Есть знания с высокой
степенью общности, которые отображаются в системе понятий и категорий.
По объему знания содержат различные признаки, свойства и отношения вещей
материального мира. Философия - это составляет ее вторую особенность -
оперирует предельно широкими, универсальными категориями, выводами и
обобщениями: причинность, сознание, вещь, отношения и другие. Эти выводы
и положения по характеру общие, а значит, содержат неопределенность,
что компенсируется тесной связью философии и науки.
За много
веков существования философия накопила опыт использования универсальных
понятий, выработала эффективные методы оперирования ими. Философия
стремится вывести человека из сферы повседневности, предоставить ее
жизни истинный смысл, привлечь высокими идеалами, обосновать путь к
общечеловеческим ценностям. Здесь цель религии и философии сближаются. С
возникновением философии начинается поиск гармонии научно-теоретических
знаний о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, надеждами.
Следовательно, философия есть попытка органично отразить
научно-теоретические и практически-духовные аспекты жизни человека и
понять мир как целостный и единый организм [1]. Это третья особенность
философского знания.
Особенность философского знания, его отличие
от знания социально-научного заключается в многозначности философских
идей, то есть идеи могут осмислюватись в разных направлениях. Все здесь
зависит от глубины понимания философских идей, интересов и предпочтений
философии. Фактически с философских идей Эммануила Канта, Георга Гегеля и
других представителей немецкой классической философии выросли почти все
современные философские знания. Понятно, что философское знание
многомерное, не рождается и не развивается линейно, а во многом связано с
творческим, критическим осмыслением достижений и форм философствования
прошлого и современного. Не случайно философскому знанию присуща черта -
сомнение. Уже древнегреческие скептики призывали: не верить глазам,
ушам, слову и все подвергать сомнению. Разумная доля скепсиса есть в
философии; важнейшее условие ее собственного творческого развития и
надежный противовес возражения различных форм догматизма
(антиісторичного, схематично-закостенелого типа мышления).
Философское
знание отличается от научного, прежде всего, национальным характером
философии: философия всегда является философией отдельного народа.
Понятно, что нет и не может быть китайской или японской математики,
американской или английской биологии. Но вполне правомерно говорить об
особенностях немецкой, французской, украинской философии, поскольку
рождение и развитие философских идей осуществляется в конкретных
исторических условиях, имеет свой национальный почву. Так, украинская
философия своим жизненным корнями входит в плоть и кровь украинского
народа. В ней выражается душа народа, его внутренний духовный опыт,
сокровенные мечты и чаяния. Из глубины самосознания народного духа,
морального опыта поколений украинская философия сформировала выводы: что
ценность человеческой жизни абсолютная, что эксперименты, насилия,
унижения достоинства личности, отсутствие свободы недопустимы. Именно
здесь источники учения Григория Сковороды о „родстве труда”, „горной
республики”, „философия сердца” Памфила Юркевича и другие, отражающие
кордоцентризм, атеизм и екзистенційність украинского мировоззрения [14].
Важная
характеристика философского знания - личностный характер.
Индивидуальные особенности философа, личности, образ жизни неотъемлемые
от стиля и манеры философствования. Философ, который творчески,
вдохновенно работает, как настоящий художник, музыкант - уникальный.
Никто, кроме Аристотеля, не смог бы написать „Метафизику”, а вместо
Эммануила Канта „Критику чистого разума”. Итак, многие черты философии
отличают ее от всех других форм деятельности общества и позволяют
сделать вывод: философия является качественно новым, специфическим
образованием, опорой которого выступает знания и рациональная
деятельность человеческого мышления.
|